Как в Минэкономики собираются реформировать туротрасль

Дoлгoждaнный зaкoнoпрoeкт "O внeсeнии измeнeний в нeкoтoрыe зaкoнoдaтeльныe aкты Укрaины пo вoпрoсaм туризмa", кoтoрый сoбирaлись вынeсти на обсуждение ещё летом, опубликован только 16 января. На сайте Министерства экономического развития и торговли Украины доступен полный перечень поправок.

Первым пунктом идет запрет на работу в туризме без подачи декларации про осуществление туристической деятельности. Из пояснений следует, что это новая форма отчётности, которую следует подавать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере туризма и курортов. То есть, в соответствующий департамент. Декларация должна содержать данные о соответствии субъекта туристической деятельности требованиям, установленным законом. Нарушителей предлагается штрафовать, причем достаточно жестко. Юрлиц — в размере пятидесяти прожиточных минимумов доходов для трудоспособных лиц, физлиц — в размере двадцати таких минимумов. Это немало, если учесть, что один такой прожиточный минимум на сегодняшний день составляет 1762 гривны, а к концу года он вырастет до 1921 грн.

Радикально изменен подход к фингарантиям. Похоже, что авторы законопроекта наконец-то услышали голос представителей туробщественности и турбизнеса, из года в год повторявших, что этот пункт закона не отвечает реалиям рынка. Во-первых, потому что нынешний размер фингарантий туроператоров и турагентов смехотворно мал. Во- вторых, из-за того, что фингарантия может быть выплачена лишь после признания субъекта предпринимательства банкротом, то есть фактически никогда. Теперь же фингарантию предлагается задействовать оперативно — по факту невыполнения туроператором своих обязательств перед туристами по возвращению в Украину или в случае невозможности выплаты компенсаций за непредоставленные или частично предоставленные туруслуги. В такой ситуации вместо туроператора это должно сделать учреждение, предоставившее финансовую гарантию — банк или страховая компания.

Прописан и более гибкий подход и к размеру фингарантии, который предлагается высчитывать отдельно для каждой туркомпании, сделав его не меньше чем 5% объема продаж турпродукта за предыдущий год (для туроператора) и не менее чем 5% объема продаж турпродукта (комиссии) для турагента за предыдущий год. Возможно, в этом пункте заложено зерно конфликта, поскольку далеко не все туркомпании «светят» свою статистику. Не совсем понятно также, как высчитать размер фингарантии, исходя из комиссии турагентства, поскольку для этого придётся провести немалую работу — как минимум, поднять все акты выполненных работ за прошлый год. К тому же размер комиссии в этих документах порой указывается чисто условный или не упоминается вовсе.

Можно придраться и к новым условиям входа в бизнес, прописанным в законопроекте. Для вновь созданного туроператора/турагента или такого, что не осуществлял деятельность в году, предшествующем году получения финансового обеспечения на новый срок, размер финансового обеспечения предлагают сделать 50 000 евро (для туроператора) и 10000 евро — для турагента. С одной стороны, это вроде бы отвечает интересам тех, кто полагает, что порог входа в бизнес надо ужесточать — мол, это позволит очистить рынок от непрофессионалов и усложнить приход в отрасль случайным людям. С другой стороны, есть основания предполагать, что такое условие не станет серьезной помехой и ничего радикально не изменит.

Затронут еще один глобальный вопрос — создание саморегулируемых организаций (СРО), которые объединят наиболее активных участников рынка и помогут им защищать и лоббировать интересы туротрасли. Им предлагается делегировать довольно широкие полномочия, вплоть до участия в обсуждении проектов нормативно-правовых актов в сфере туризма и присвоения отелям звезд или изменений в системе их категоризации. Это тоже не будет лишним, потому что присутствие среди разработчиков будущих изменений в законодательстве реальных практиков из турбизнеса дорогого стоит.

Есть и другие моменты, которые заслуживают внимания. Например, в законопроекте содержится предложение разрешить менять цену на турпродукт не позже чем за 20 дней до начала поездки, при этом увеличение стоимости может быть не более чем на 5% по сравнению с первоначальной. В противном случае турист сможет отказаться от поездки и требовать возврата средств.

Шагом навстречу потребителям можно считать предложение обязать туроператоров размещать информацию про своих партнеров-турагентов на вэб-сайтах. Хотя некоторые так делают и сейчас, внимание в основном акцентируется на собственных франчайзинговых офисах продаж.

Пока неизвестно, когда законопроект будет вынесен на голосование и как поменяется его содержание на тернистом пути в Верховную Раду. Предварительно же можно сказать, что предлагаемая реформа туристического законодательства большинству не по душе. На такую мысль наводит то, что состоянию на утро 17 января в поддержку законопроекта на сайте Минэкономики высказалось 9 человек, а против — 23.

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

TPG пообещали не допускать переселений туристов

Как безвиз повлиял на спрос

Между туроператорами грядёт "битва за Тунис"?

 

 

Команда Мастер тура

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.