Вaжными зaдaчaми этoгo гoдa для финaнсoвoгo рeгулятoрa стaлo обеспечение прозрачности банковской системы, восстановление доверия к тенге и ко всей банковской системе, не говоря уже о снижении инфляции.
Однако, по словам главы Нацбанка Данияра Акишева, восстановление доверия — это одно из необходимых условий для полноценного и успешного проведения денежно-кредитной политики Нацбанком.
«Доверие населения и рынка не обеспечивается сиюминутно. Для этого необходимо пройти определенный путь, продемонстрировать профессионализм и приверженность выбранному курсу. И мы подходим к этому вопросу комплексно. Так, мы четко определили таргет — постепенно снизить инфляцию до уровня ниже 4 процентов к 2020 году, и неуклонно следуем в направлении основной цели», — говорит он.
Для восстановления доверия к тенговым активам и снижения долларизации депозитов Нацбанк принял меры по повышению их привлекательности. Были повышены максимальные ставки по депозитам физлиц в тенге в феврале 2016 года с 10 до 14 процентов. Ставки по депозитам в инвалюте тогда же были снижены с 3 до 2 процентов, а затем в два этапа до 1 процента — с 1 декабря. Статистика показывает, что казахстанцы сегодня доверяют тенге и открывают все больше тенговых депозитов.
Эксперты также отмечают политику информационной открытости и прозрачности Нацбанка, что также работает на доверие. Финрегулятором ведется большая работа не только со СМИ, но и с населением. Так, в числе других мер был усилен институт досудебного урегулирования задолженности, разработан закон о коллекторской деятельности. Также за последние годы были выработаны основные принципы и подходы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и приняты более сотни поправок.
Нацбанком ведется активная коммуникационная политика посредством всех возможных каналов связи с обществом. К примеру, год назад было запущено мобильное приложение «НБК Онлайн», в котором на сегодня зарегистрировалось более 7 000 пользователей, рассмотрено свыше 3 000 обращений. За допущенные финорганизациями нарушения прав потребителей принято более 150 мер воздействия.
Также в Программе повышения финансовой грамотности населения на 2016-2018 годы Нацбанком существенно расширен перечень публикуемой информации.
«Для нас принципиально важно, что участники финансового рынка и население могут сами прогнозировать дальнейшие шаги регулятора, поскольку наша информационная политика функционирует четко, она является открытой и прозрачной. А это лучше, чем реагировать на слухи», — говорит Данияр Акишев.