КГК советует окончательно отбить у банков охоту ловчить со ставками по кредитам

В Кoмитeтe гoскoнтрoля Бeлaруси считaют нeoбxoдимым дeтaльнo законодательно регламентировать в Банковском кодексе порядок розничного кредитования, установить виды расходов кредитополучателей, учитываемых при определении размера процентной ставки по кредиту, а также предусмотреть другие требования, обеспечивающие прозрачность кредитования населения. Об этом говорится в статье начальника управления контроля банковской деятельности и финансовых рынков КГК Владимира Волчека, опубликованной в очередном номере ведомственного журнала.


Эксперт констатирует, что в последнее время одиозных примеров завышения стоимости банковских услуг не выявляется, хотя еще в 2013 году, к примеру, был случай, когда банк установил тариф за предоставление услуг по открытию текущего счета и расчетно-кассовому обслуживанию для кредитополучателей, размер которых достигал 98% от суммы платежа в пользу банка. То есть чтобы погасить кредит в размере 100 рублей приходилось платить 98 рублей комиссии.


И хотя Нацбанк не раз давал рекомендации, требующие прозрачной кредитной политики, некоторые банки продолжали «изобретать» пути увеличения своих доходов, констатируют в КГК. «Не успевал Национальный банк закрыть одну лазейку, как банки тут же изобретали новые способы введения в заблуждение кредитополучателей относительно реальной стоимости кредитов», — говорится в статье.


При этом, обращает внимание КГК, норма статьи 137 Банковского кодекса о запрете взимания с кредитополучателя каких-либо дополнительных платежей за пользование кредитом не позволяет в полной мере обеспечить защиту прав кредитополучателей. Не спасают ситуацию и рекомендации регулятора банкам: граждане, столкнувшиеся с нарушением своих прав при выдаче кредитов, не могут отстоять свою позицию в суде, так как письма Нацбанка являются рекомендательными и игнорирующий их банк невозможно привлечь к ответственности.


«Именно граждане в силу слабой переговорной позиции при выборе финансовых продуктов, а также не всегда высокого уровня финансовой грамотности нуждаются в защите. Наличие в законодательстве пробелов в регулировании сферы потребительского кредитования приводит к ослаблению механизмов защиты прав кредитополучателей в случае их нарушения со стороны кредитной организации», — отмечает Волчек.


В настоящее время Нацбанк разрабатывает концепцию проекта закона о защите прав потребителей финансовых услуг, и в КГК рассчитывают, что это должно повысить защищенность клиентов и доверие к финансовой системе страны.


В 2016 году Нацбанк получил 2172 жалобы, замечания и обращения граждан. Каждое четвертое — по поводу кредитов.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.