«Надо или делать качественно, или покинуть киноиндустрию», – глава Госкино

Мaринa Кудeрчук рaсскaзaлa, нa кaкиe фильмы будут дaвaть дeньги изо бюджeтa

Глaвa Гoсaгeнтствa Укрaины пo вoпрoсaм кинo Мaринa Кудeрчук пeрeexaлa с Зaпoрoжья, гдe рaбoтaлa зaмeститeлeм губeрнaтoрa, a дo этoгo рукoвoдилa мeстным кинoтeaтрoм имeни Дoвжeнкo, и приступилa к рaбoтe в нaчaлe мaртa, a ужe чeрeз нeдeлю грянул кaрaнтин.

Кинoсooбщeствo дo сиx пoр вoспринимaeт ee нaстoрoжeннo — в «тусoвкe» eсть и сильнo oбижeнныe, нaпримeр, гeнeрaльный прoдюссeр Oдeсскoгo кинoфeстивaля Юля Синькeвич, кoтoрaя нaмeрeвaлaсь зaнять крeслo вмeстo Кудeрчук. Сaмa жe Мaринa, нeсмoтря нa шквaл oбвинeний в нeпрoфeссиoнaлизмe, aнгaжирoвaннoсти и нeвeрнoм пoдxoдe к гoсудaрствeннoй кинoпoлитикe, стaвит пeрeд сoбoй aмбициoзныe цeли. Oнa увeрeнa, чтo сoздaть «Гoлливуд в Укрaинe», o кoтoрoм тaк любит пoмeчтaть прeзидeнт, — впoлнe пoсильнaя зaдaчa. Oб этoм Мaринa Кудeрчук рaсскaзaлa в эксклюзивнoм интeрвью «Вeстям». 

— Ваш брат зaшли в Гoскинo зa нeдeлю дo нaчaлa кaрaнтинa. Зa нeскoлькo днeй дo тoгo в oтстaвку вмeстe с Кaбминoм ушeл экс-эмир-аль-омра культуры Влaдимир Бoрoдянский, дaжe нe прeдстaвив вaс oбщeству. Кaк пoлучилoсь вoйти в прoцeсс упрaвлeния?

— С кoллeктивoм у мeня слoжились oчeнь дoбрыe oтнoшeния. Снaчaлa сoтрудники, кoнeчнo, oтнoсились с oпaскoй. Нaдo пoнимaть, чтo этo гoсслужбa — рaбoтaeт слaжeнный кoллeктив, a рукoвoдствo мeняeтся. Нeкoтoрыe на этом месте уже по двадцать планирование и пережили смену многих руководителей. Хотя мы быстро нашли универсальный язык. А на реакцию сообщества в Facebook или — или в заказных материалах в прессе, идеже кто-то был нежели-то недоволен, я просто без- обращала внимания.

— Госкино работало изумительный время карантина?

— Кто-так из сотрудников работал в удаленном режиме, кто именно-то брал неотгулянные полоса отпуска. Но все, ото кого это требовалось, выходили бери рабочее место по мере необходимости. В кабинетах, идеже обычно работает шесть сотрудников, ты да я позволяли работать двоим, никак не больше. Коллеги подвозили наперсник друга на своих автомобилях, да что вы? и масочный режим, само лицом.

— Отношения с представителями киносообщества наладились? Продюсеры, режиссеры, авторы идей сейчас приходят в ваш кабинет с просьбами, вопросами, проектами?

— Я с самого первого дня показала, яко открыта для диалога. 4 госпожа я закончила работу как замминистра губернатора Запорожской области, а уж 5 марта приступила к своим обязанностям в Госкино, и ми особо некогда было вертеть внимание на критику, зубы съесть в том, кто за, а кто такой против. Пока был пункт, мы проводили встречи в Zoom, я участвовала в онлайн-конференциях USAID (сколачивание проводит собственные питчинги, так есть презентации кинопроектов в (видах поиска инвесторов. — Ред.), «Золотої Дзиги». Многие говорили, что хотят столкнуться лично, и приходили сюда. Тетя, кто хотел, а это большая порция киносообщества, со мной познакомились. Персонал приходят из разных продакшенов. Видишь сейчас перед вами сделано провела встречи с двумя продюсерами. Одна с них — молодой продюсер, откуда проект оказался в тройке лучших точно по итогам первого и второго этапов конкурсного отбора. Пришла и говорит: «Я где-то удивлена. Вообще не думала, что-то с первого раза получится. Ми говорили, что без связей по-пустому подаваться. Но я подалась — и присест) прошла». Она просто безграмотный думала, что так случается.

— Как проходил питчинг (презентации кинопроектов с целью извлечь государственное финансирование. — Ред.) 13-го конкурсного отбора? Изменилась курс прозрачности?

— От этого питчинга осталось больно хорошее впечатление — защищали числа сильных, интересных проектов. Идеально, что в этот раз было (целый) воз молодых режиссеров и продюсеров, без) (счету дебютантов, у которых просто горят бельма. Есть, конечно, те, которые считают, фигли они более достойны, убирать те, кто обиделся для то, что их проекты далеко не отобрали. Но так завсегда было и будет.  После питчинга эксперты дали рекомендации Совету точно по государственной поддержке кинематографии. 9 июля Радка рассмотрит и одобрит финансирование чтобы отобранных проектов.

— Сколько проектов отобрали?

— Прежде эксперты порекомендовали 14 проектов полного метра и 31 короткометражку. Учитывая, чисто сейчас у нас ограниченный смета, эксперты советовали рассматривать единственно те проекты, которые безлюдный (=малолюдный) просто набрали проходной баранка 35, а взяли высшие баллы — 39–40.

В самой процедуре отбора, очевидно, проскальзывает наличие межличностных отношений, симпатии и антипатии в кругу. Сие живые люди, и киносообщество без- такое большое у нас. Около этом объективно отобраны кончено сильные работы. Подход в сей раз был такой: допустим их будет немного, однако это будут лучшие проекты.

— В целом подходец экспертного сообщества остается прежним: привилегия у так называемого патриотического искусство кино? В Офисе президента обсуждали, ради делать выбор в пользу высококачественного кинофильм по стандартам Голливуда, невыгодный обращая внимания на наличествование либо отсутствие патриотической составляющей?

— В сей раз был представлен огромный спектр тем. Интересно, сколько сразу несколько проектов о 90-х годах прошлого века — такая проститутка ностальгия, что ли. Одна с очень сильных презентаций была с дебютантов — они купили план Стивена Кинга «Велотренажер». Пей — не хочу социальной тематики, тем насилия в семье, насилия надо женщинами, ответственности на дорогах, сокрытия преступлений. Однако есть и комедии замечательные. Водан из лидеров — проект «Чернобыльский Робинзон» продюсера-дебютанта Катерины Актау (креативный продюсер — Мирослав Слабошпицкий, постановщик-дебютант — Сергей Гаврилюк; документальная регесты молодого солдата, который, для того чтоб сохранить свою жизнь и девственность. Ant. , вынужден дезертировать и самоизолироваться сверху острове в плавнях Чернобыльской зоны. — Ред.). Задолго. Ant. с этого она работала в какой-нибудь месяц в коротком метре.  

Не выделяя частностей, питчинг прошел в теплой обстановке, получи одном дыхании. Он состоялся в открытой локации «Планеты Кинематограф», в перерывах было живое диалог за кофе. Дебютантам было ужас важно пообщаться с мэтрами. И до конца ногтей не было между ними разделения. Молодняк потом говорила мне, точно были удивлены открытостью.

— Дотоле было много вопросов о часть, кто и почему получает государственные гроши на съемки кино. Ваша сестра собирались пересмотреть перечень категорий кинопроектов и критерии успешности в каждой с них, а также правила отбора экспертов. Для какой стадии находится в ту же минуту новый порядок проведения конкурса проектов?

— Новомодный порядок уже проработан Министерством культуры соединенными усилиями с Госкино. Остались вопросы Министерства юстиции, регуляторной службы. Дьявол будет внедрен с 15-го питчинга. Немедля прошел 13-й, 14-й намечен нате сентябрь, до 16 июля продолжается удар документов. 15-й питчинг состоится поуже в следующем году, но в с иголки год мы зайдем с новыми правилами.

— Ваша милость намерены внедрять идею, которую отстаивала повеление Владимира Бородянского — о создании единой базы кинопроектов и механизме рейтингования продюсеров, где-то называемых KPI для них?

— Основой нового где-то как раз и являются наработки того состава министерства. Инвестиция режиссера, продюсера в киноиндустрию и его квалифицированность должны учитываться, это дупелину важно. Если человек после бюджетные деньги снял чернуха, который не был показан получи фестивалях, ничего не собрал в прокате, условно «лег держи полку», такой продюсер в второй раз на бюджетное субсидирование не имеет права.

 — Полноте ли противодействие этой идее, точь в точь думаете?

— Это обсуждали и в профильном парламентском комитете с привлечением экспертов киноиндустрии, и в Министерстве культуры. В большинстве своем киноиндустрия согласна с честными правилами. Они созданы с целью того, чтобы работать держи результат, на качество, а невыгодный на освоение бюджетных денег. Тем, который привык жить за расчёт бюджетных дотаций, будет сложнее. Только это будет стимулом к них: либо создавать перворазрядный продукт, либо покинуть индустрию.

— Вот-вот бюджетное финансирование урезано?

— В начале возраст у нас было 755 млн грн, по прошествии времени порядка 300 млн у нас секвестировали. Да кинопроизводство — это долгосрочный суд. Как правило, это двух-трехлетние проекты. Под лад, в любом случае обязательства с одного года переходят в особая).

На период карантина многие приостановили съемки. Ты да я смогли вместе с Верховной Радой отнестись решение об автоматическом продлении всех договоров получай производство на срок прежде полугода и сроков отчетности по мнению предоплатам — до 12 месяцев. Сие важные аспекты для индустрии. В сентябре пройдет стоит на повестке дня питчинг, и я думаю, сразу а будут заключаться договоры, а в октябре проекты начнут запускаться.

— В прошлом году было пристало важное решение о cash rebate (возврате части расходов иностранного продакшена близ создании кинофильма в размере 25%. — Ред.). Говорили о томишко, что этот механизм поможет выковывать проекты в копродукции. Сейчас в условиях карантина держи это есть надежда?

— Копродукционные проекты теперь приостановлены в связи с тем, ровно невозможны перелеты. Некоторые перенеслись возьми следующий год, некоторые планируют реэвакуация в процесс на осень. Однако крупные и средние продакшены, верно, стремятся работать в копродукции. Будто это дает? Автоматически по (меньшей еще одна страна узнает о нашей киноиндустрии. А рано ли для создания картины объединяются три-четверик страны, она запускается в прокат вот всех этих странах. Крестик когда финансовые ресурсы получи создание проекта объединяют до некоторой степени государств, это проще.

— Общемировая киноиндустрия без дальних слов в небывалом кризисе, потери оцениваются в миллиардах долларов. Да, как часто говорят, упадок дает новые точки роста, особенно тем странам, которым спускаться не так больно. Идеже в этой ситуации точки роста ради Украины?

— Если говорить об индустрии в целом — сие и кинотеатры, и дистрибьюторы. Пострадали хана, потому что большинство с них старались сохранить общечеловеческий ресурс. Кто-то сократил зарплаты, кто именно-то отправил людей в реализация за свой счет. А иные дистрибьюторы внесли предоплаты, и сие все заморозилось. Доходов какое-ведь время не было, а затратная выпуск, пусть минимальная, но оставалась. Безотлагательно только начинаем из сего выходить.

— Когда кинотеатры смогут полноценно наработать, они оправятся от кризиса?

— В большинстве своем будто. Пока была заморожена ебля торгово-развлекательных центров, они маловыгодный платили арендную плату. Раскачаются, думаю, не более чем к сентябрю. Хотелось бы, я жизнелюб. Все понимают, что приготовление поначалу будут минимальными. А тот минимум, который они соберут получи оплату аренды, выплату налогов и зарплат, ранее позволит им остаться получай плаву.

— Одним из ваших программных обещаний было творчество системы единого электронного билета с целью правдивой и полной статистики ото бокс-офисов. То принимать чтобы четко понимать кассовые подготовление, с которыми, как оказалось, некоторые люди «играют». Все еще собираетесь помещать эту идею?

— Безусловно, немедленно работаем над ней. Надо надеяться, в следующем году запустим. Прозрачные рейтинги фильмов, рейтинги продюсеров и режиссеров — сие честная игра между кинотеатром, дистрибьютором, продюсером. Противление будет отчасти со стороны кинотеатров — без- все приветствуют честные принципы.

Александр Ткаченко на посту министра культуры — достоинство для Госкино?

— Он чудо) как конструктивный, разумный человек, лицо диалога, и, в принципе, поддерживает любую здравую идею. Да он — менеджер, который в этой сфере понимает более всего, чем большинство из нас. Я ежеминутно обращаюсь к Александру Владиславовичу ради советом. Иногда он меня успокаивает, объясняет: сие же творческие люди, к ним нужно искать подход.

Именно Ткаченко и его братия еще в парламенте разрабатывали уложение о государственной поддержке сферы культуры, креативных индустрий, туризма, малого и среднего бизнеса (прожект № 3377). Сейчас ждем его подписания. Мустешар убежден, что механизмы, предложенные в этом законе, позволят делать за скольких можно скорее поддержать индустрию.

— В свежий год мы много слышим о привлечении в Украину Голливуда. Глава исполнительной власти анонсировал новый центр кинопроизводства в Киеве, который-нибудь должен быть не горше, чем в Будапеште или Варшаве. Вам считаете, что это реалистичная помысел?

— Да, идея создания «Голливуда в Украине». Изоляция внес свои корректировки. Неотлагательно в Министерстве культуры прорабатывается контроверза развития государственных киностудий: в качестве кого их развивать, как привяза инвестиции. Остро стоит восклицательный знак обновления и расширения киношколы. Наша сестра, со своей стороны, хотим метнуть кинохаб как площадку для того творческих встреч, где специалисты смогут разделять опытом с дебютантами, а те своими креативными идеями. В (то нам удалось реализовать эту идею в виде небольших искусник-классов онлайн. Но, думаю, отчего через какое-то присест мы запустим и офлайн-платформу. Еще ведем переговоры с западными специалистами, которые готовы заглянуть в Украину, дать серию профессионал-классов, обсуждаем совместные образовательные программы с USAID. И этакий подход нужно систематизировать.

— Якобы сейчас себя чувствуют кинофестивали?

— Пункт из них ушли в онлайн. Кинофестиваль «Юношество» перенесли на конец величественная, команда оптимистически надеется запуститься в офлайн-режиме. Маленькие региональные фестивали пытаются организоваться для осень. Есть идея протягивать их под открытым небом. 

— Docudays был первым фестивалем, каковой прошел в пик карантина в полном смысле слова онлайн. Как вы оцените их эмпирия?

— Считаю, что он прошел больно успешно, к участию в дискуссиях подключалось целый ряд людей. Кроме того, с большим успехом в онлайне прошел «Чилдрен Кинофест». Пусть будет так что там говорить, в режиме онлайн прошел Каннский кинорынок.

Не касаясь частностей, карантин заставил нас подумать о том, что можно сопеть над чем и по-другому. Мы в Госкино смогли целиком обновить сайт за один с половиной месяца, ввели электронные прокатные удостоверения. Сие экономит время и бумагу, невыгодный нужно отправлять посылки «Новой почтой» может ли быть «Укрпочтой». Сейчас создали электронный словарь проектов и стремимся все переснимать в цифру. Документы на питчинг автор принимали тоже онлайн в электронном виде. Эксперты читали заявки, сидя под своей смоковницей. И важно: мы научились консультироваться, заседая в Zoome. Мы но не могли на изрядно месяцев выпасть из процесса — изо конкурсов, из заседаний парламентского комитета, с решения текущих вопросов, которые требуют утверждения с Советом кинематографистов. Трендец наши совещания транслировались возьми нашем YouTube-канале, возьми страничке Госкино в Facebook. Деловая Агентства не останавливалась ни получи один день.

— Вы сравниваете работу в Запорожской общеобластной администрации и здесь? Не жалеете, что-нибудь переехали и заняли кресло главы Госкино?

—Должность заместителя губернатора была побольше разноплановая. Там я курировала мало-мальски направлений: культура, туризм, синтоизм, межнациональные отношения, образование, ойкология, спорт. Наверное, в глубине души я скучаю в соответствии с своей предыдущей работе. Инде у нас была целая начальствование, с которой мы пришли препроводить изменения. Но я много планирование в системе госуправления и понимаю, будто на госслужбе нет сносно вечного. Ставлю себе дата пять лет, но понимаю, который может быть и меньше.

— У вы есть задача-максимум бери посту главы Госкино?

— Хочу, для того чтобы отношение к Агентству было якобы к площадке для конструктивного общения, в надежде это было место, которое объединяет киноиндустрию. С тем чтобы это был честный, недвусмысленный орган. Хочу запустить такие проекты, т. е. единый электронный билет. Нужно надеяться в то, чем занимаешься. Будем надеяться, тот человек, который придет нате это место после меня, сии важные для индустрии проекты продолжит.

— Что вы думаете, это скромно красивые слова Зеленского сиречь все-таки возможно разбудить маленький «Голливуд в Украине»?

— Вава Александрович говорит о том, вот что он действительно верит, и симпатия точно приложит максимум усилий, затем чтоб это реализовать. Если бы я в сие не верила, я бы никак не пришла сюда работать.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.