Почему возник дефицит бензина в Казахстане?

Нaчинaя с 10 сeнтября цeны нa бeнзин мaрки AИ-92 пoшли ввeрx. Oднoврeмeннo нa нeкoтoрыx кaзaxстaнскиx AЗС перешли на отпуск топлива по талонам. Сейчас цена на АИ-92 варьируется от 152 до 157 тенге за литр. 10 октября премьер-министр Бакытжан Сагинтаев предложил объявить выговор министру энергетики Канату Бозумбаеву, а также поручил освободить от должности вице-президента АО НК «КазМунайГаз» Данияра Берлибаева. В этот же день от занимаемой должности был освобожден вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов.

Почему все-таки возник дефицит? 

Министерство энергетики РК объясняет: 

— с июля по сентябрь 2017 года произошел существенный рост потребления (за девять месяцев 2017 года было потреблено практически 2 480 000 тонн, что на 154 тысячи тонн больше, чем за аналогичный период 2016 года);

— цена АИ-92, начиная с 1 июля, на границе Казахстана и РФ увеличилась с 517 до 555 долларов за тонну, то есть на 7 процентов, поэтому, в частности, из-за этого поставки из России снизились (объемы поставок сократились с 90 тысяч тонн до 35-30 тысяч тонн);

— произошла корректировка курса тенге по отношению к доллару с 312 тенге до 340, то есть на 9 процентов (светлые нефтепродукты из РФ закупаются в долларах);

— резкое подорожание курса рубля к тенге (около 30 процентов бензина ввозится из России, где топливо стоит почти 37 рублей, что при курсе 5,85 составляет 216 тенге);

— дефицит связан и с регуляторной политикой властей (антимонопольщики подают иски на реализаторов, как только происходит очередное сезонное повышение цен на ГСМ. В сентябре только «КазМунайГаз &#1256німдері» оштрафовали на 500 миллионов тенге по обвинению в том, что они находятся в сговоре с крупными участниками);

— перенос планового ремонта одного из казахстанских НПЗ — Павлодарского — с марта на сентябрь-октябрь, в примерно одни сроки с Атырауским заводом;

— на осень также был назначен ремонт Шымкентского НПЗ.

В результате доля российского импорта в общем объеме продаж бензина выросла с 20-25 процентов до 40 процентов. Все это привело к существенному удорожанию импорта, соответственно, он снизился. 

По словам аналитика в сфере нефти и газа Камиллы Манаковой, в ближайшей перспективе бензин на отечественном рынке будет дорожать по двум основным причинам: цены на бензин в России и завершение модернизации НПЗ. «В процессе формирования единого евроазиатского энергетического рынка казахстанский бензин будет дорожать, приближаясь к российским ценам. В противном случае сохраняется риск перетока отечественного бензина в РФ и, как следствие, дефицита на внутреннем рынке», — пояснила ранее аналитик.

Подобное мнение разделяет и экономист Арман Байганов. «Часть бензина Казахстан импортирует из России. Если мы приобретаем в России, где цены намного выше, чем в Казахстане, то, соответственно, цена растет и у нас. Учитывая рыночное ценообразование, долго удерживать цены на прежнем уровне уже не представляется возможным, — отметил экономист. — Также надо понимать, что модернизацию НПЗ необходимо завершать. Качество ГСМ в РК низкое и не соответствует евростандарту. К примеру, в соседней России, где насчитывается 35 крупных и средних НПЗ, модернизацию провели намного раньше. Она уже закончена, и там производят бензин стандарта «Евро-5». 

Отметим, Канат Бозумбаев на заседании правительства отчитался по ситуации с топливом в Казахстане, заверив, что она окончательно стабилизируется на следующей неделе. 

О ситуации с обеспечением внутреннего рынка ГСМ рассказали и в НК «КазМунайГаз». По информации компании, восполнить недостаток топлива на казахстанском рынке помогает эксклюзивный оператор экспорта казахстанской сырой нефти на зарубежные рынки — KMG Trading, «дочка» KMG International.

На данный момент KMG Trading заключила контракт на поставку бензина марки АИ-92. «Принимая во внимание, что KMG Trading ранее никогда не поставляла нефтепродукты в Казахстан, были приняты всевозможные меры для организации поставок топлива в кратчайшие сроки. Причем на абсолютно бездоходной основе. То есть компания с этих поставок не имеет никакой маржи и действует исключительно для восполнения дефицита топлива на рынке Казахстана. На сегодняшний день KMG Trading заключила контракты на поставку бензина марки АИ-92 объемом более 35 тысяч тонн. Начало отгрузок ожидается на следующей неделе с поставкой в различные регионы Казахстана. Помимо этого, KMG Trading ведет переговоры со своими партнерами о возможности поставок дополнительных объемов бензина и дизеля в Казахстан для стабилизации ситуации», — отметили в компании.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.