В Беларуси создают систему прослеживаемости оборота товаров. Это увеличит издержки малого бизнеса

Министeрствo пo нaлoгaм и сбoрaм рaзрaбoтaлo прoeкт укaзa «O сoздaнии нaциoнaльнoй системы прослеживаемости». Согласно проекту, оборот товаров по перечню, определенному Совмином, будет разрешен только при оформлении электронных товарных и товарно-транспортных накладных. За нарушение требования субъектам хозяйствования грозит штраф в размере от 30 до 80 базовых величин с конфискацией продукции и выручки, говорится в аналитической записке Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского.




Бюджет не выделяет средств на создание системы слежения, пользование ею организациями и предпринимателями возможно только на возмездной основе, отмечается в обосновании к указу. В качестве ориентира будущих расходов МНС приводит нынешние цены на получение сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи. Стоимость его регистрации с выдачей носителя на два года составляет 78,74 рублей. Получение легитимного GLN-номера для головного офиса на один год обходится в 90 рублей, продление статуса зарегистрированного пользователя и права использования GLN на год — в 45 рублей.


Стоимость минимального пакета услуг EDI-провайдера сейчас составляет 12 рублей. За создание и передачу каждой электронной накладной ТТН-1 отдельно взимается от 0,2 до 0,32 рублей, ТН-2 — от 0,1 до 0,16 рублей.


Налоговая считает, что подобные траты не будут обременительными для бизнеса, однако, по мнению делового сообщества, обязательный переход на электронные накладные, возможно, даст положительный эффект для крупных компаний, тогда как для средних и малых организаций, а также для индивидуальных предпринимателей реформа будет означать рост затрат.


Пока очевидно следующее: затратная часть у субъектов хозяйствования увеличивается, что влечет за собой рост цены и снижение конкурентоспособности. А это в целом противоречит требованиям указа № 78, в котором поставлена задача снижения на 25% общей себестоимости продукции.


Эксперты БСПН также прогнозируют увеличение расходов организаций на оплату труда персонала, ведь электронные накладные предполагают введение широкого спектра данных, а также дополнительное сервисное обслуживание компьютерной техники.


Деловое сообщество с сожалением констатирует, что ни Евразийская экономическая комиссия, по инициативе которой в странах ЕАЭС начали разрабатывать национальные системы прослеживаемости товаров, ни МНС не привлекли должным образом к обсуждению проекта представителей бизнеса Беларуси.


Кроме того, пока неизвестен перечень товаров, которые подпадут под действие системы прослеживания, что не дает возможности оценить масштабы обязательного охвата субъектов хозяйствования, а соответственно, и предполагаемых расходов.


БСПН не имеет принципиальных возражений против развития электронного документооборота, однако этот процесс должен быть прогнозируемым, прозрачным и добровольным. Деловое сообщество также ждет от регулятора реализации заявленного ранее принципа «ввод одной административной процедуры равен исключению двух». Если появится более совершенный механизм контроля в виде электронных накладных, то предлагается, например, отменить маркировку товаров, а документальное подтверждение уплаты НДС при экспорте перенести на уровень налоговых органов в виде обмена электронной информацией.


Директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович предлагает запустить «пилотный проект с отработкой механизма — года на два-три». Иначе рискует повторится ситуация с постановлением Совмина № 666, когда весь бизнес взорвался, а правительство только потом собрало предпринимателей и озадачило: что делать будем?

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.